понедельник, 1 декабря 2014 г.

Конференция по инклюзии, или Каждый сверчок... и далее по тексту

В пятницу в Харькове прошла всеукраинская конференция по инклюзии, а точнее - "СОЦІОКОМУНІКАЦІЙНІ ТА МЕДИКО-СОЦІАЛЬНІ ЧИННИКИ АДАПТАЦІЇ ОСІБ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ В СИСТЕМІ ІНТЕГРОВАНОЇ ОСВІТИ". Эту тему активно разрабатывает наша кафедра журналистики, и вот наконец-то они решились на такое широкомасштабное предприятие. Но как сказала после один из организаторов - все прошло не так, как задумывалось, вообще не так! 


Обычные школы приглашение проигнорировали. А вот директора интернатов решили, что это обязательное мероприятие, и хоть я считаю, что они там были абсолютно лишними (с чего это проводить параллель между специальными и общими учреждениями), они явились, и мы славно пошумели. 

Отрыв от реальности

Он был во всем. К сожалению, многие ученые разрабатывают эту проблему в теоретической плоскости (там все хорошо), предлагают решения (там тоже все неплохо, кроме того, что их проекты требуют денег и еще раз денег), все говорят верно... но что это меняет - я так и не поняла. Но то, что хотя бы эти идеи продвигаются, разрабатываются, уже очень радостно. 

Ложка дегтя - у некоторых "ученых" разработка проблемы, видимо, свелась к просмотру пару голливудских фильмов, где на задворках где-то проходил человек с особыми потребностями.

Часто звучала фраза "люди с физическими недостатками". Я так и не поняла, этим термином объединили всех людей с инвалидностью - или же только тех, у кого непорядок с физической стороны, но сохранный интеллект. Если всех в целом - то очень странно такое обобщение, потому что абсолютно не учитывает специфику. Да, разумеется, надо сделать образование доступным для ВСЕХ, но оно должно быть не только доступным, но и комфортным, и эффективным для всех участников процесса. А тут о дифференциации речь не шла вообще.

У нас все хорошо!

Эта фраза - красной нитью через доклады-сообщения-общения почти всех директоров интернатов. Я говорю "почти", потому что в двух представителях я ощутила элемент заботы о вверенных им детях. У остальных на уме лишь деньги, и это заявляется вообще без должной завуалированности. 

Итак, у нас все хорошо:

* никаких наших детей - в обычные школы!!!!
* никакой инклюзии - она не нужна! есть интернаты!!!
* школа не справится - только интернаты!!!!
* оставьте эти бредни об инклюзии - мы требуем, чтобы журналисты не писали об этом, а наоборот - говорили о том, как хорошо в интернате ребенку, и склоняли родителей отдавать детей туда и только туда.

Аргументация была очень сильной: "я тридцать лет на этой должности" и "да у меня все дети от первого до девятого класса уже в полдевятого спят!". 

От Центра раннего вмешательства была ну очень грамотная "наша" мама. Ее имя не называю, потому что не уверена, что она того хочет. Ее уверенность и умение гнуть центральную линию партии восхищают. Она сразу сказала, что впервые слышит о том, что инклюзия - это специальные учреждения (это был практически вопрос директорам интернатов "что вы тут вообще делаете"). Она говорила о том, как важно ребенку посещать учебное заведение по месту жительства (подумаешь, мелочь какая!). О мировом опыте, который негативно оценивает отрыв ребенка от семьи (тут директора спецшкол обиделись еще раз, потому что приняли это на свой счет, ребенок-то в интернате находится с утра понедельника до вечера пятницы!).

От теории к практике

Я попыталась отвести мысль в ту сторону, что я сама имею право выбирать учебное заведение для своего ребенка. Я лучше знаю, что нужно моей дочери. И тут - внимание! - следите за логикой. 

Если я не отдаю ребенка в интернат, последний теряет деньги. Это упущенная выгода, которую он бы приобрел в виде финансирования питания-обучения-воспитания моего ребенка. Далее - окружающие смотрят на мои выкрутасы в сторону обычной школы, и хотят того же для своих необычных детей. Соответственно, потенциальные клиенты уходят от интернатов еще дальше!!! Картинка мрачнеет. Интернаты теряют востребованность (как я поняла, это ощущается уже сейчас, "необоснованная забытость" - это прозвучало), формируются мысли о ликвидации некоторых из них, реорганизации и т.д. И вот наши прекрасные многоопытные директора теряют свои насиженные места. Неприятно, согласна. Но ГДЕ, ГДЕ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ГДЕ тут забота о моем ребенке? О его образовании? О его социализации - ГДЕ? ПОЧЕМУ они берут на себя право утверждать, что я обязана поручить им моего ребенка, даже не зная диагноза??? Они будут соблюдать диету, без которой она не развивается? Они дадут ей необходимое образование? Будут заниматься, как я, и даже лучше?

Уже упоминавшаяся "наша" мама предложила им следующее - пожалуйста, делитесь с обычными школами вашим наработанным опытом! Дайте инклюзии ход! Те директора чуть не задохнулись от такой наглости. Помощи не предложил никто. И не предложит, я уже лишена иллюзий.

Очень красиво прозвучал выкрик одной директрисы в адрес "нашей" мамы: "А вы что, представитель кабмина?" - дескать, почему вас так волнует вопрос отъема денег у нас, интернатов? Вот так ракурс. Зацените.

Еще от директрисы прозвучала гениальная фраза - что ребенку с интеллектуальными нарушениями в обычной школе делать нечего! Там не знают, что с ним делать! А мы - знаем! Я была в шоке. А вам говорят что-то слова "индивидуальная программа" и "тьютор"? 

Моя подруга


Моя подруга Оля передвигается в инвалидной коляске. Мы с ней учились вместе ("журналистика"), сейчас она уже даже окончила аспирантуру и защитила диссертацию. Она - один из организаторов этой конференции. Во время наших.... эм... бурных дискуссий одна из директоров интерната задала ее папе вопрос - какая школа для вашего ребенка была бы лучше, по вашему мнению. А отец у Оли мягкий и приличный человек. Поэтому он сказал, что пусть Ольга сама ответит. А Оля человек тоже и мягкий и приличный, но тут слишком многое на кон было поставлено. И ответ ее прозвучал так: 10 лет обучения в разных спецшколах мне принес в сто раз меньше знаний и опыта, чем один год (уточню - заочного!!!) обучения в университете. Доходчиво, правда? Оля мне разъяснила, что после спецшколы ты не знаешь, с какой стороны подойти к стиральной машине и как сделать покупку в супермаркете. Этому не учат в школе, согласна. Но школа дает социализацию! Умение контактировать! 

Вы думаете, эти барышни - директрисы - приняли олин ответ? Как бы не так! ОНИ СТАЛИ ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО ОНА НЕ ПРАВА. Вот и весь сказ. Им пофигу на Олю. Как и на остальных воспитанников. 

Оля - умнейший человек. Но в университете ей приходилось пахать за троих, осваивая все то, что ей не дала школа. Ну разумеется, она могла учиться и сама по учебникам. Но вспомните себя детьми. И представьте, что вокруг вас - дети, которые не делают домашние задания, интеллект которых, в большинстве своем, невысок, которые ни к чему не стремятся, учителя ничего не пытаются вложить в голову, и спроса с тебя, собственно, никакого. Вы бы, будучи ребенком, что бы предпочли в таком случае? Поиграть в куклы? Сыграть в компьютерную игру? Или сидеть над учебником физики? Потому что - в жизни все пригодится? Если вы выбрали последнее, то вы врете )) 

Комментарий от Оли

Оля, не зная уровень моей Кати, всегда против спецшколы для нее. Неважно, какая Катя. Важно, что спецшколе - НЕТ! Я этого не понимала - до конференции. Конференция меня лишила иллюзий (очень болезненно) и любых альтернатив. Но я понимаю Олю - спецшколе - НЕТ. 

Возможно, если к СД присовокуплено что-то вроде слабого слуха или зрения - есть смысл идти в спецшколу для детей с сохранным интеллектом. Но это - как найти бриллиант на галечном пляже. Опять-таки, территориальная удаленность.

К этому еще многое можно добавить. Но это все будет производным от вышесказанного. Надеюсь, все сделают правильные выводы. Это наши дети...

11 комментариев:

  1. Грустно все это читать. Маша, я думаю, даже если бы на конференцию пришли представители обычных школ, их мнение в основном вряд ли бы отличалось от мнения выступающих из тех самых интернатов. Так как они тоже нацелены на получение все тех же самых денег, а вовсе не на воспитание детей как результат, просто методы получения дохода у них немного иные. На самом деле мало кого волнуют чужие проблемы.У нас в России сейчас обучение практически полностью возлагается на родителей, будешь заниматься с ребенком будет результат, а если надеяться только на школу то знаний получишь минимум, которого может не хватить даже чтобы пойти учиться в 9 класс, школы сейчас очень тщательно отсеивают неугодных учеников перед ЕГЭ, чтобы не портить на выходе результаты. Школы ведь соревнуются меж собой, чем выше результаты ЕГЭ, тем престижней считается школа, тем больше народа хочет отправить туда учиться своих детей, а школа не резиновая, возникает дефицит мест и некоторые родители готовы платить чуть ли не любые деньги лишь бы устроить ребенка в такую школу. Как легализовать поступления этих денег они всегда придумают. Все бы ничего, если бы эти результаты рейтинга являлись бы последствиями работы школы и учителей, но это не так - это всего лишь труды любящих родителей, которые занимаются детьми. Перед ЕГЭ все сидят готовятся с репетиторами, услуги которых далеко не дешевы и оплачивают их опять же родители.При этом довольно часто этими репетиторами являются все те же учителя той же школы. Спрашивается почему нельзя донести до детей те же знания на своих уроках за з/пл?
    Конечно, социализация важна, но опять же если она будет проведена с умом и с желанием. Все зависит от людей, которые будут в этом участвовать, иначе будет совсем обратный результат, как в вашем дет. саду. В такую среду попадать не стоит, это губительно для детской психики при чем, те остальные детки из группы тоже страдают от влияния педагогов, которые внушают им неправильное восприятие отношений между людьми и взращивают в них жестокость, безжалостность и нетерпимость. Поэтому здесь как повезет с педагогами, если человек будет с душой, то все получится и будет отличный результат, а если он просто пришел на работу, чтобы отработать свою з/пл, то вряд ли он захочет лишних трудностей и будет стараться избавиться от них (((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, а вы правы, я почему-то об этом не подумала. Да я сама буду учить Катю, это не вопрос. Я и так ее учу, и очень благодарна тем ее специалистам, которые в этом меня подталкивают, мотивируют, направляют. Мы работаем таким образом с разных сторон, но на единую цель.

      Меня как раз больше всего волнует поиск правильного педагога (школьного учителя). Завтра попытаемся с ней встретиться и о чем-то договориться. В любом случае - невозможно сидеть и ждать, и надеяться, что а вдруг повезет. Придется крутиться и искать. Ничего. Найду. Спасибо за поддержку :)

      Удалить
  2. В прошлом году наткнулась на статью в местной газете с аналогичными мыслями директора спецшколы. Против инклюзии естественно.
    Но тогда я все еще думала, что у некоторых просто шоры на глазах.
    А оказывается все очень просто и прозаично - деньги, деньги, деньги

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за мнение! Меня удивляет, что директоров спецшкол так пугает инклюзия и вообще любые перемены. Даже если предположить, что заведение будет расформировано, хороший специалист не останется без работы! Я знаю, что что бы ни случилось - я всегда смогу заработать (было бы время на работу), потому что хорошо выполняю свою работу. Проблемных детей ведь очень много! Индивидуальные занятия - дело прибыльное, профессионально интересное. Если ты хороший специалист. Или директора спецшкол, всю жизнь посвятившие таким детям, не в состоянии выполнять ничего другого? Как интересно...

      Удалить
    2. неправильно выразилась, я-то не занимаюсь с такими детками, ну только со своей Катей, конечно, это я думаю в сторону трудоустройства этих великих интернат-специалистов.

      Удалить
  3. Ох, везде одно и тоже. Я просто удивляюсь, почему ТАКИЕ люди работают в сфере, где требуется максимум чуткости, заботы, самоотверженности и немного профессионализма?!
    Руководитель Республиканской ПМПК, когда я возмутилась, почему меня не направляют в коррекц. группу детского сада, а ТОЛЬКО в соц. защиту, ответила: а чего вам с ним мучится, сдайте в интернат, а себе родите здорового!
    Вот как достучаться до таких людей?
    У нас в городе есть общественная организация,которая защищает права детей-инвалидов. Они собирали конференцию с участием представителей соц.защиты, мин. образования, ПМПК. Главный вопрос - почему наших детей поголовно направляют в соц.защиту, лишая права на образование? Все отнекивались, и говорили, нет, что вы У НАС ВСЕ ХОРОШО, это родители сами виноваты.
    Самое грустное, что после этой конференции, последовали жалобы родителей на то, что теперь те, кто хочет, не могут получить направление ПМПК в Соц. защиту! Ну что за крайности.
    С системой бороться оченнь сложно, но приходится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Случайно приткнулись - понравилось. Так и остались в этой сфере. Но если у человека нет склонности и недостаточно человечности, толерантности, доброты, ума, то и работа в такой сфере его не исправит. Да, надо бороться с системой. Даже если руки опускаются...

      Удалить
  4. Какой великолепный отчёт!!! Только почему меня с собой не позвала?:( Я бы там здорово повеселилась)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, мы говорили с Ольгой о том, кого еще можно пригласить - и как-то не определились. Плюс я туда как-то непонятно попадала, через неделю после операции, но все же успела к началу и отсидела до конца. Кстати, было жутко холодно и мы основательно промерзли, я заболела... так что считай что тебе НЕЛЬЗЯ было ) Я не знаю, какие выводы сделают организаторы. Посмотрим. Вдруг кафедра и в дальнейшем будет эту тему развивать. Тогда, конечно, обязательно позову. Я Елену Евгеньевну звала, но у нее, как обычно, работа запланирована. Да и я поздно сказала - вечером перед днем конференции.

      Удалить